Данный дневник всего лишь артефакт. По своей сути он является сборником отрывков из литературы и лекций по психиатрии, психотерапии и клинической психологии, которые по разным причинам могут быть интересны не только мне. Также здесь (по всей видимости) будут помещаться аннотации к книгам вышеуказанной тематики с указанием (или без – это уж как получится), где их можно найти и информация о курсах, семинарах и конференциях, которые можно было бы посетить. Но это так – для совсем уж интересующихся.
В комментариях приветствуются обсуждения, споры и ссылки.
С вопросами и предложениями на у-мыло.


ваша  Savelle

как прорекламировать этот дневник
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
19:30 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ДИАГНОЗ?

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Начинаю постить конспект, а точнее, сильно сокращенный вариант книги Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Понимание структуры личности в клиническом процессе
Вырезаны все примеры, предупреждаю сразу. Я никогда не оставляю примеры, хотя это неправильно. можно было бы запостить всю книгу, но это нарушение авторских прав. Ловите то, что есть.


1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ДИАГНОЗ?

Установление эмпатии

Термин “эмпатия” в последнее время истерся и практически потерял свою содержательность. И все же не существует другого слова, которое означало бы “чувствовать вместе с”, а не “чувствовать вместо”, что и составляет внутреннее различие между эмпатией и симпатией (или состраданием, жалостью, интересом и подобными понятиями, подразумевающими определенную степень защитного дистанцирования от страдающего человека). Слово “эмпатия” зачастую используют неправильно, подразумевая под ним теплое, ободряющее, одобряющее отношение к пациенту независимо от его эмоционального состояния. я использую термин “эмпатия” в его буквальном значении, указывающем на способность эмоционально воспринять душевное состояние клиента.

дальше

@темы: психотерапия

11:18 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 9. ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза.

9. ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Личности, чей характер по существу шизоидный, являются предметом широко распространенного неправильного понимания, основанного на общем заблуждении, что шизоидная динамика всегда в значительной степени примитивна. Необратимый психотический диагноз шизофрении относит человека к крайне нарушенной области шизоидного континуума, и поведение шизоидного человека нередко бывает неконвенциональным, странным или даже эксцентричным. Другие нешизоидные люди имеют тенденцию патологизировать людей с шизоидной динамикой, хотя они могут быть компетентными и автономными и имеют значительные сильные области Эго. Действительно, шизоидные люди составляют диапазон от подлежащих госпитализации кататоников до творящих гениев.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

04:57 

Границы личности и "обволакивающая" агрессия

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Снова перепост gutta-honey, которая отлично написала об "обволакивающей" агрессии. Собственно, это то, что касается каждого из нас.

оригинальный пост читать здесь

Известно, что агрессия чувствуется людьми, как угроза в том случае, если она «проламывает» психологические барьеры, и вторгается слишком далеко во внутренние границы. Тогда человеку приходится защищать свой суверенитет и выдворять агрессора доступными средствами.

Однако агрессия агрессии рознь.Она бывает явной, такой как физическое нападение, оскорбления, угрозы, направленные на оппонента. Может быть направленной на окружающую среду, такое как битье посуды или хлопанье дверями. А бывает еще агрессия скрытая.

По своей сути, скрытая агрессия представляет собой вполне повседневные действия, под которыми скрыты действия агрессивные . Ведь не все люди могут проявлять агрессию открыто. Они могут бояться ответа либо же опасаться, что их осудят за агрессивные действия, а могут просто считать открытую агрессию неприличной.

читать дальше

@темы: психология

21:40 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 3. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Первая половина будет сложна для восприятия, если вы не очень близко знакомы с теорией психотерапии и психоанализа. Если совсем уж никак, то можно и пропустить.
Вторая же половина посвяшена определениям различий между невротическим, пограничныи и психотическим уровнями нарушений и может быть интересна, а кому-то и полезна.

3. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Я исследую последствия возможной фиксации на трех уровнях психологического развития.

сущность структуры характера не может быть осознана без понимания двух различных и взаимодействующих друг с другом измерений — уровня развития личностной организации и защитного стиля внутри этого уровня. Первое измерение отражает уровень индивидуации пациента или степень патологии (психотический, пограничный, невротический, “нормальный”); второе обозначает тип характера человека (параноидный, депрессивный, шизоидный и так далее).

хотя большинство аналитических диагностов сейчас рассматривает этапы развития ребенка с меньшим акцентом на драйвы, отличаясь этим от Фрейда, психоаналитики никогда всерьез не подвергали сомнению три его положения: (1) существующие психологические проблемы являются отражением своих младенческих предшественников; (2) взаимодействия в ранние годы создают шаблон более позднего восприятия жизненного опыта, и мы бессознательно понимаем его в соответствии с категориями, которые были важны в детстве; (3) идентификация уровня развития личности — это кардинально важная часть нашего понимания характера человека.

дальше

@темы: психотерапия

00:06 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" К. Витакер, В. Бамберри - 9. ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ И НОРМАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
9. ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ И НОРМАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Одна из трудностей в работе с семьями состоит в определении того, что является в них здоровым, а что нет. Как различить семью, функционирующую в пределах "нормы" и семью, погрязшую в "патологии"? Общепризнанных критериев здесь нет, но все мы имеем некоторые представления, которые направляют ход нашей мысли.
Может быть, самый надежный способ сориентироваться в этом - рассмотреть наши собственные индивидуальные критерии. Мы постоянно высказываем мнения подобного рода. Ни научное мышление, ни объективность клинициста по отношению к клиенту, ни широкий кругозор личности не имеют ничего общего с этим естественным человеческим феноменом - личным мнением. Независимо от образования и профессионализма те мерки, которые мы автоматически прилагаем к семье, отражают наши собственные личностные установки, предубеждения и комплексы. Мы смотрим на других исключительно с позиций нашего собственного опыта.
Начиная работать с семьей, я обычно в первую очередь берусь за отца. Я, естественно, сравниваю его со своими сформировавшимися в течение всей жизни, усвоенными из культуры представлениями о том, что такое отец и что он делает. Данное сопоставле-ние отражает мое “я”, а также связано с тем, каким я вижу моего собственного отца в сравнении с теми образами "отцов", с которыми мне приходилось в жизни встречаться. Этот "новый" отец под микроскопом моего сознания вполне естественно получает хоро-шие отметки за то, что мне нравится в себе, в моем отце, в образах других "отцов", которые я в течение всей жизни перевел из внешнего в свой внутренний план. Плохие же от-метки концентрируются на противоположной стороне спектра свойств, связанных с этим образом. Такая непроизвольная оценка дается и матери, взаимоотношениям матери и отца, детям и их взаимоотношениям, отношениям друг к другу родителей и детей и так далее. Данная личностная система оценок лежит в основе моих обычных суждений о лю-дях. Вполне естественно, что при этом я сравниваю тех, с кем мне приходится встречаться, с интернализированными шаблонами межличностных отношений, которые созданы мною в течение всей жизни.
читать дальше
(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

03:20 

Личко "Психопатии и акцентуации характера у подростков". Глава 1

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают… приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их: выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.
В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дому, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, способный отлично ужиться в хорошем интернате — все они не должны причисляться к психопатам, даже если подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.
читать дальше

@темы: психиатрия

22:31 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ (2 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
продолжение главы. маниакальные личности

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)


@темы: психотерапия

19:15 

конспект лекций по патопсихологии. часть 2

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
надеюсь, с третьего раза получится создать этот долбаный пост

итак, еще раз
предупреждаю - данная лекция содержит в основном методологические акценты и практические рекомендации. интересна будет только тем, кому хочется по-настоящему разобраться.
то, что показалось мне любопытным для "широкого круга", в конце. специально не убираю в ссылку для тех, кто не хочет читать лекцию целиком

ТЕМА 2 «Особенности патопсихологического исследования. Принципы построения патопсихологического эксперимента. Рекомендации к написанию психологического заключения»

Патопсихологическая помощь не м.б. оказана человеку вне учета его конкретной жизненной ситуации и социального контекста. Более того, она д.б. распространена и на ближайшее окружение психически больного человека – на его семью. Патопсихолог должен оценить психическое состояние обратившегося к нему пациента и подобрать для него адекватное коррекционное воздействие. Для этого ему необходимо выстроить патопсихологический эксперимент.

Долгое время в клиниках господствовал метод количественного измерения психических процессов. При исследовании больных методами, направленными на измерение функций, не могут быть учтены ни особенности умственной деятельности, ни качественная сторона нарушения, ни возможность компенсации, анализ которых столь необходим при разрешении клинических задач, особенно психокоррекционных.

дальше


Существуют психологические критерии, которые помогают различать нормальное и аномальное состояние. Опираясь на них, конечно, нельзя поставить диагноз и сделать вывод о наличии определенного психического заболевания, однако можно ставить вопрос об отклонении от нормы.

Критерии:
1. Неадекватность. Данный критерий может проявляться в несоразмерности эмоциональных реакций, поступков, поведения в целом, речевых высказываний, мимики и жестов человека той ситуации, в которой он находится.
2. Критичность. Она м.б. снижена или вовсе отсутствовать у человека по отношению к своим поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению, высказываниям, результатам своей деятельности и т.д. Критичность может выражаться и в раскаянии в том, что сделано, и в понимании, что действие или реакция были неправильными, неадекватными, и в способности слушать и воспринимать мнение других людей, говорящих, например, о возможном наличии болезни или о необходимости измениться или показаться врачу. Часто на ранних стадиях критичность еще сохраняется. Человека волнуют или пугают отдельные симптомы, он пытается с ними справиться или разобраться. По мере развития заболевания критичность снижается, а иногда и утрачивается. Больные могут с уверенность говорить абсурдные вещи, не видеть ничего особенного в своем, например, агрессивном поведении, не воспринимать ничьих доводов.
3. Непродуктивность деятельности. В этом случае человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс (например, целыми днями рисует картины, но никому их не показывает, теряет). Сама деятельность не имеет смысла, и результат, продукт никому, иногда даже самому больному, не интересен или не нужен. Возможен и такой вариант непродуктивности, когда конкретная деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов не идет. При этом всегда находятся причины, оправдания, позволяющие отложить реальные действия.

Надо отметить, что наличие фактов, попадающих под один из перечисленных критериев, может служить основой для профессионального наблюдения за человеком и принятия мер для возможного предупреждения развития психического заболевания.
При поведении, удовлетворяющем двум или трем критериям одновременно, д.б. поставлен вопрос о необходимости детального исследования, проведения экспериментального патопсихологического исследования и рекомендована консультация врача.

@темы: клиническая психология

20:29 

конспект лекций по патопсихологии. часть 3

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
к сожалению, в электронном варианте у меня есть только первые две лекции третьей темы. впрочем, нарушения ощущений и восприятия тоже могут быть любопытными.
словом, получайте удовольствие от того, что имеете)

ТЕМА 3: ПАТОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (отрывок)

В клинической психологии традиционно выделяют следующие значимые для клинической практики психические процессы:
1. Ощущение;
2. Восприятие;
3. Внимание;
4. Память;
5. Мышление или ассоциативный процесс;
6. Интеллект;
7. Эмоции;
8. Воля;
9. Сознание.

Подобное разделение психических процессов носит во многом условный характер, поскольку их функционирование на уровне организма и личности носит интегративный характер. Однако, при различном характере и тяжести патологии по разному страдают отдельные познавательные процессы.


1. Нарушения ощущений

2. Нарушения восприятия

@темы: клиническая психология

19:22 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" К. Витакер, В. Бамберри - 6. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДИЛЕММА

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
6. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДИЛЕММА: ОТЧАЯВШИЕСЯ МУЖЧИНЫ И ПОЛНЫЕ НАДЕЖД ЖЕНЩИНЫ

Жена: Скажи, что ты меня любишь.
Муж: Я тебя люблю.
Жена: Неправда!


Жизнь безумна! Мы суетимся в поисках близости и личностной включенности - и все только для того чтобы в ужасе съежиться, едва такая возможность представится. Час-то нам удобнее определять себя через социальную роль: я терапевт, я отец или я муж, - чем прилагать усилия к тому, чтобы быть человеком. Чем больше мы говорим о том, как важно быть индивидуальностью, тем крепче сживаемся с теми функциональными роля-ми, которые вынуждены играть.
С этой дилеммой сталкиваются каждый человек и каждая семья. Любая семья об-ладает сложной системой ценностей, образов и мифов о том, что есть собственно челове-ческое. Насколько мы открыты по отношению друг к другу? Насколько наша семья явля-ется роле-ориентированной? В состоянии ли мы приоткрывать наши импульсы, или они должны быть скрытыми? Насколько похожи и насколько отличны друг от друга мужчи-ны и женщины? Являются ли дети автономными человеческими существами или же лишь отражением своих родителей? Подобные вопросы бесконечны, и обращаться к ним люди будут всегда.
Одной из самых эмоционально нагруженных проблем в семье выступает взаимо-отношение полов, отношение мужчин и женщин друг к другу. Как они взаимодействуют друг с другом и какая дистанция для этого требуется? Как достигается близость? Данные вопросы входят в круг самых принципиальных в контексте внутрисемейных взаимоот-ношений. Когда мы вновь собрались на сессию, Ванесса стала говорить о своем прежнем опыте принадлежности к ашраму и поединках с мужчинами.

читать дальше

(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

16:11 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ (2 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
добавляю то, что не уместилось в предыдущий пост

продолжение главы о нарциссических личностях

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

00:32 

рабочее

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Мне важно знать, есть ли среди читателей студенты психфаков, особенно питерские студенты, а также уже имеющие высшее образование в области психологии люди.
Есть ли смысл рассказывать о курсах повышения квалификации и семинарах?

16:58 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" Карл Витакер, Вильям Бамберри - 3. ПРОЦЕСС СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
3. ПРОЦЕСС СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИ-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ И СТАДИИ ТЕРАПИИ

Процесс семейной терапии начинается со "свидания вслепую" и заканчивается "опустевшим гнездом" - разлукой с людьми, ставшими вам дорогими. Как и любой про-цесс общения между людьми, семейная терапия проходит через определенное количество фаз и в этом процессе закономерно возникают свои трудности и проблемы. И хотя мно-гое здесь довольно предсказуемо, результат всегда под вопросом. Ты никогда не можешь на все сто процентов быть уверенным в том, как пойдет процесс, когда в него включится новый человек.
Когда вы поднимаете трубку и слышите незнакомый голос, то каким бы прият-ным для вас этот голос ни был, вам необходимо составить мнение о незнакомце, находя-щемся на противоположном конце провода. В дополнение к информации о том, каким образом ваш телефон попал к собеседнику, вы сразу же стараетесь узнать у него поболь-ше об общих знакомых, о том, пересекаются ли в принципе ваши интересы, и только по-том начинаете планировать вашу возможную встречу. Например, женщина, следующая хорошо накатанному традиционному сценарию знакомства, сначала тщательно изучит потенциального поклонника и его намерения. Если тот предложит ей встречу поздно ве-чером в уединенном месте, приличия требуют, чтобы она сделала контрпредложение. Это может быть обед с тремя ее лучшими подругами в многолюдном ресторане или что-нибудь в подобном же роде. Он может принять ее предложение либо отклонить его, но в любом случае она будет уверена в том, что поступила в этих обстоятельствах разумно.
Когда семья впервые обращается к терапевту, он сталкивается с похожей дилем-мой. Примете ли вы безоговорочно то, что предложит вам семья? Будете ли идти на ус-тупки по поводу времени проведения встречи? Мое убеждение состоит в том, что в этой ситуации терапевт должен начинать с определения того предложения, которое делается семьей, и только потом он может делать какие-либо адекватные с его точки зрения контрпредложения, имеющие шансы оказаться полезными в дальнейшей работе. Конеч-но же, контрпредложение желательно делать сразу же, не медля. Вы должны предохра-нить себя от возможности просто быть задействованным семьей, “взятым на крючок”. Хотя вам нет необходимости диктовать семье вереницу жестких условий, вы нуждаетесь в том, чтобы ваша позиция была сформулирована ясно и определенно. В результате пер-вого телефонного контакта создается двухсторонний установочный процесс, который задает тон всему тому, что происходит впоследствии на встречах терапевта с семьей. Это первоначальное противоборство может быть названо Сражением за Структуру.


читать дальше

(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

20:45 

пособия по патопсихологии

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Полезные книги по патопсихологии:

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003



Считается лучшим пособием по патопсихологии, но для новичка будет малопонятно. В любом случае, вначале нужно почитать что-то по психопатологии, психиатрии, чтобы разобраться с терминами. Например, Кирпиченко – у них доступно, хотя учебник уже несколько устарел.
У Зейгарник в новом издании вырезаны интересные главы. Если достанете что-то постарее, это будет большой удачей.
читать в электронном виде (за ссылку спасибо TooLightTooDark)

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006



Очень интересно, и из данных трех книг наиболее доступно. Особенно третья часть, где подробно разбираются различные психиатрические заболевания: шизофрения, эпилепсия, МДП, алкоголизм и т.д.

3. Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. 3-е изд. – М., «Когито-Центр», 2004



Книгу рекомендовали в НИПНИ им. Бехтерева. Честно говоря, я еще не успела прочитать, поэтому не могу сказать ничего определенного.

@темы: клиническая психология, литература

03:16 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" Карл Витакер, Вильям Бамберри - 2. ЛИЧНОСТЬ ТЕРАПЕВТА

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
2. ЛИЧНОСТЬ ТЕРАПЕВТА: ЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РОЛИ

Процесс семейной терапии вращается вокруг реальных людей и их взаимоотношений, а отнюдь не вокруг теоретических абстракций и техники взаимопроникновения. Терапевт как человек находится в центре этого процесса. Как метко заметили Бету и Вайтхорн (1975): "Динамика психотерапии лежит в личности терапевта". Теории и методы становятся живыми и приобретают адекватную форму только тогда, когда они проходят через личностный опыт терапевта.
Как люди, занимающиеся терапией, мы понимаем, что следует серьезно рассматривать в профессиональном контексте наш человеческий опыт, наши философские допущения, наши личностные предрассудки. Направляющими наших действий, часто бессознательными, являются имеющиеся у нас представления о человеческой природе, о значении внутрисемейных взаимоотношений для человеческой жизни, о сущности роли терапевта и т.д.
Если в психотерапии действительно происходит настоящая человеческая встреча, она требует, чтобы терапевт, наряду со своей профессиональной ролью, сохранил способность быть личностью. Профессиональный терапевт должен заботиться о том, чтобы включиться в работу с клиентами, сохранив при этом любовь к своему “я”, и противостоять давлению культурной среды, которая как бы требует принесения себя в жертву ради сохранения семьи, с которой он работает. Социум часто предполагает, что вы должны спасти каждую семью, которая случайно забредает в ваш кабинет, - убийственное предположение. Для того чтобы быть спасителем, вам необходимо потребовать себе еще и венец из терниев. Способность к состраданию крайне важна, но профессиональный терапевт не может надеяться по-настоящему помочь - не говоря уж о том, чтобы просто выжить -, если его слишком сильно заносит в альтруизм. В этом смысле стать миссионером - значит принести пользу только каннибалам ... по крайней мере, обеспечить их одним большим пиршеством. Для того чтобы принести пользу семье в состоянии дистресса, терапевт должен ясно видеть то пространство, которое он охватывает в своей деятельности.
Профессиональная роль, которой мы следуем в работе с семьей, красноречиво свидетельствует о нашем собственном личностном опыте, так же как и о нашем представлении о других людях. Основной направляющей в выборе профессиональной позиции для работы с семьей является установка на личностный рост всех индивидуумов, включенных в терапевтический процесс, в том числе и самого терапевта. Может быть, как раз для меня это наиболее важно. Только хорошо осознавая свои собственные потребности роста и желание избежать "сгорания", терапевт может сохранить свою полезность для других. Но это составляет нечто большее, чем превентивную функцию, технику безопасности работы терапевта. Мою способность быть действительно самим собой, быть полным жизненных сил во время встречи, личностно реагировать на происходящее здесь - вот что я могу предложить клиентам. Это требует, чтобы я тоже получал от процесса терапии нечто существенное для себя. В действительности такой вещи, как кристально-чистый альтруизм, просто не существует.


читать дальше

@темы: психотерапия

20:40 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 4. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗА

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
4. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Окончательной целью работы является содействие личности в решении задачи, на данном уровне развития непреодолимой для него — будь то задача полного творческого расцвета личности или же приобретение некоторой минимальной осведомленности о том, что он действительно существует и заслуживает чуткой поддержки.

дальше

@темы: психотерапия

16:06 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ (1 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза.

8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Людей, личность которых организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны, психоаналитики называют нарциссическими. Всем из нас свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем мы являемся и насколько ценными себя чувствуем. И пытаемся строить нашу жизнь таким образом, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Наша гордость возраста-ет при одобрении и увядает при неодобрении со стороны значимых других. Для некоторых из нас озабоченность “нарциссическим запасом” или поддержанием самоуважения затмевает другие задачи настолько, что в этом случае нас можно считать поглощенными исключительно собой. Термины “нарциссическая личность” и “патологический нарциссизм” применяются именно к такой диспропорциональной степени озабоченности собой, а не к обычной чувствительности к одобрению или критике.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

23:17 

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Небольшое практическое дополнение к предыдущему посту.
Вот книги, иллюстрирующие "синдром множественной личности", за которые, кстати, легко может браться и неподготовленный читатель, потому как написаны они как художественные произведения.



Флора Рита Шрайбер Сивилла
Говорят, что в каждом человеке живет еще кто-то, какая-то вторая личность, которая порой толкает нас на непредсказуемые поступки, а иногда, наоборот, защищает от ошибок. А теперь представьте, что этих личностей внутри вас - 16, каждая со своими воззрениями и привычками, вкусами и предпочтениями, у каждой свои таланты и навыки.
Что это - божий дар? Особое состояние психики? Или шутка, которую наше подсознание стремится сыграть с нами?

Все, что вы прочтете в этой книге, удивит и поразит вас. Но это - не вымысел, это история жизни реально существующей женщины. На этот случай ссылаются в своих трудах все известнейшие психологи и психоаналитики мира.


Дэниел Киз Множественные умы Билли Миллигана
Эта поражающая воображение история, основанная на реальных событиях, раскрывает перед нами расколотый мир сознания Билли Миллигана, человека с множественной личностью. 24 отдельные личности, разные по интеллекту и устремлениям: взрослые и дети, мужчины и женщины, лица с криминальными наклонностями и тонко чувствующие художественные натуры, - ведут борьбу за обладание его телом, не позволяя ему контролировать свои действия.

Кстати, в тексте второй книги содержится ссылка на первую.

Найти их сейчас непросто, издания приблизительно четырех-пятилетней давности, но при желании можно пошерстить библиотеки или поспрашивать у знакомых.

@темы: литература

20:00 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" Карл Витакер, Вильям Бамберри - 1. НАЧАЛО РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1. НАЧАЛО РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Когда мы собрались на нашу первую сессию, казалось напряжение прямо-таки витает в воздухе. Джон и Мери, двигаясь нервно и беспокойно, выбрали диван справа от меня, тогда как трое из их пяти взрослых детей заняли места на другом диване. Двое других, пока отсутствующих отпрысков, должны были присоединиться к нам в заключительный день трехдневного опыта нашего общения.
С первого взгляда было ясно, что это фермерская семья, может быть, похожая на ту, в которой я сам вырос. Папа вышел на “поле боя” в новом комбинезоне с нагрудником, тогда как мама нарядилась опрятно, но без претензий. Три их дочери - 30-летняя Ванесса, 20-летняя Дорис и 18-летняя Марла - выглядели более современно и не так провинциально. Несколько первых минут мы провели в ни к чему не обязывающих разговорах, причем Ванесса говорила от имени всей семьи.
Мы кратко обсудили, почему они решились принять участие в этих встречах и найти средства для оплаты нашей трехдневной работы. Собственно, идея встречи принадлежала Ванессе. Она как раз проходила обучение, намереваясь стать психотерапевтом. Живя вдалеке от остальной семьи, она, тем не менее, чувствовала себя связанной семейными проблемами и хотела их разрешения. К тому же она беспокоилась о своей 28-летней сестре Гейл, которая была госпитализирована из-за эмоциональных срывов. И хотя она вернулась домой, но все еще продолжала принимать лекарства.
читать дальше

(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

20:23 

конспект лекций по патопсихологии. часть 4

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
на четвертой теме электронный вариант конспекта у меня заканчивается. если интересно, могу рассказать, что можно самостоятельно почитать на эти темы.

Тема 4: Детская патопсихология

Исследование нарушений психики у детей является более сложным и имеет свою специфику в связи с возрастными особенностями. Эта особенность обусловлена тем, что детская психика является еще не сформированной. Несмотря на болезнь, приводящую к различным нарушениям, на психику ребенка продолжают действовать общие закономерности развития. Поэтому исследовать нарушения развивающейся психики надо с учетом этих закономерностей, выделенных еще Л.С. Выготским. Одной из таких важнейших закономерностей является признание ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Все это приводит к тому, что в работе с детьми патопсихолог должен сочетать собственно психологические функции (диагностические, коррекционные и пр.) с педагогическими. Соответственно, специфика задач детской патопсихологии будет отличаться.

дальше

@темы: клиническая психология

Психиатрия, психотерапия и клиническая психология для не/посвященных

главная