Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: психотерапия (список заголовков)
01:40 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" К. Витакер, В. Бамберри - 10. В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ СЛЕДУЕТ ДВИГАТЬСЯ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
10. В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ СЛЕДУЕТ ДВИГАТЬСЯ, ЧТОБЫ РАСТИ? ТРИ ГОДА СПУСТЯ

Попытки оценить успехи и неудачи семейной терапии - дело тонкое и обманчи-вое. Закономерный вопрос: "Была ли терапия успешна?" - на практике оказывается очень опасным. Опасным потому, что он предполагает общую точку зрения на критерий успе-ха, который был бы не только клинически пригодным, но и доступным для оценки. Сей-час дело, которым мы занимаемся, представляет собой скорее не науку, а искусство. Од-нако, несмотря на это, каждый из нас должен иметь представление о том, что работает, а что - нет. Это естественно, так как у всех нас есть определенное понятие об "успехе" и "неудаче".
Я убежден, что терапия представляет собой совокупность усилий, направленных на рост. Ее фундаментальная цель состоит отнюдь не в избавлении от симптомов и осу-ществлении каких-то радикальных, но поверхностных изменений в поведении. Мы должны пойти гораздо дальше идеи о поведенческих проявлениях как адекватных отра-жениях "реальности". Рост и "успех" в гораздо большей мере связаны с процессом разви-тия семьи, со способностью ее членов встать по-настоящему в личностную позицию по отношению друг к другу. Идея "обучения" навыкам общения также может вводить в за-блуждение. Вы не в состоянии обучить кого-то быть человечным по отношению к друго-му.
Процесс роста по-настоящему начинается с того, что семья обретает мужество и рискует встать в более личностную позицию по отношению друг к другу. Важно само желание начать путешествие, а не то, насколько ясно намечен путь. При этом включен-ность терапевта в семейную систему должна быть нацелена не на избавление их от тре-вожности, а скорее на трансформацию их тревожности в нечто полезное и продуктивное. Хотя понижение “внутрисемейной температуры” может иногда предотвратить взрывы и скандалы в семье, любая преждевременная попытка избежать интенсивных взаимоотно-шений также делает перспективу роста маловероятной. В культуре все возрастающей отчужденности терапевт должен быть способен допускать в свои взаимоотношения с семьей напряжение и риск.
читать дальше

(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

00:06 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" К. Витакер, В. Бамберри - 9. ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ И НОРМАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
9. ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ И НОРМАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Одна из трудностей в работе с семьями состоит в определении того, что является в них здоровым, а что нет. Как различить семью, функционирующую в пределах "нормы" и семью, погрязшую в "патологии"? Общепризнанных критериев здесь нет, но все мы имеем некоторые представления, которые направляют ход нашей мысли.
Может быть, самый надежный способ сориентироваться в этом - рассмотреть наши собственные индивидуальные критерии. Мы постоянно высказываем мнения подобного рода. Ни научное мышление, ни объективность клинициста по отношению к клиенту, ни широкий кругозор личности не имеют ничего общего с этим естественным человеческим феноменом - личным мнением. Независимо от образования и профессионализма те мерки, которые мы автоматически прилагаем к семье, отражают наши собственные личностные установки, предубеждения и комплексы. Мы смотрим на других исключительно с позиций нашего собственного опыта.
Начиная работать с семьей, я обычно в первую очередь берусь за отца. Я, естественно, сравниваю его со своими сформировавшимися в течение всей жизни, усвоенными из культуры представлениями о том, что такое отец и что он делает. Данное сопоставле-ние отражает мое “я”, а также связано с тем, каким я вижу моего собственного отца в сравнении с теми образами "отцов", с которыми мне приходилось в жизни встречаться. Этот "новый" отец под микроскопом моего сознания вполне естественно получает хоро-шие отметки за то, что мне нравится в себе, в моем отце, в образах других "отцов", которые я в течение всей жизни перевел из внешнего в свой внутренний план. Плохие же от-метки концентрируются на противоположной стороне спектра свойств, связанных с этим образом. Такая непроизвольная оценка дается и матери, взаимоотношениям матери и отца, детям и их взаимоотношениям, отношениям друг к другу родителей и детей и так далее. Данная личностная система оценок лежит в основе моих обычных суждений о лю-дях. Вполне естественно, что при этом я сравниваю тех, с кем мне приходится встречаться, с интернализированными шаблонами межличностных отношений, которые созданы мною в течение всей жизни.
читать дальше
(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

02:13 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" К. Витакер, В. Бамберри - 8. ЗАБОТА, КОТОРАЯ ВСЕГДА С НАМИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
8. ЗАБОТА, КОТОРАЯ ВСЕГДА С НАМИ

Один из самых сложных аспектов работы терапевта состоит в том, чтобы прояв-лять заботу таким образом, чтобы она способствовала росту, а не разрушала или просто давала новую информацию. Большинство из нас вступают в профессиональную деятель-ность, обладая способностью к эмпатии и заботе, лежащей глубоко внутри нашей лично-сти. Мы обычно достаточно хороши как заботливые люди в традиционном смысле под-держки и понимания. Эти качества действительно являются основными для нашей про-фессиональной роли. Без них мы не в состоянии ничего сделать. Для того чтобы помо-гать по-настоящему, мы должны чувствовать боль наших клиентов и уважать борьбу, которую им приходится вести.
Все это очень существенно для работы семейного терапевта, но не достаточно. Ес-ли мы можем предложить только такой вид заботы, терапевтические взаимоотношения будут очень ограничены. Как и в любых других видах социальных отношений, близость может расти и развиваться только как результат настоящего взаимообмена и реальной борьбы.
Для того, чтобы быть по-настоящему заботливыми, вы должны развивать в себе способность к противостоянию. Вы должны быть готовы бросить людям вызов, чтобы обратить их лицом к проблемам, существование которых они, как правило, предпочита-ют не замечать.
Когда я подталкиваю всю семью или кого-то из ее членов занять позицию в тера-певтической системе, я убеждаю их в том, что забочусь о них. Я даю им понять, что зна-ние, которым я располагаю, не позволяет мне обращаться с ними как с несамодостаточ-ными индивидами.
Конечно, голая конфронтация, без заботы, редко является сколько-нибудь ценной. Садизм же, скрывающийся за личиной самодовольного профессионализма, по сути дела является грязным обманом.
читать дальше

(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

22:09 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" К. Витакер, В. Бамберри - 7. СЕКРЕТ НЕСЧАСТЬЯ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
7. СЕКРЕТ НЕСЧАСТЬЯ - ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧЕГО ТЕБЕ ХОЧЕТСЯ

"Хуже, чем не добиться желаемого,
может быть только одно -
добиться того, чего тебе хочется".


Правда, которую можно разглядеть в этом на первый взгляд смехотворном утвер-ждении - ужасающа. Мы трудимся и прилагаем усилия для достижения определенных целей. Мы жертвуем этими целями только когда понимаем, что ожидаемая радость будет совсем мимолетной и неуловимой.
И хотя это подтверждалось на протяжении всей человеческой истории, может быть, как раз в моем конкретном случае имеет место исключение. Разве я не особенный? Почему бы мне не испытывать настоящую радость при достижении целей, которые я пе-ред собой ставлю? Возможно, дело вовсе не в том, что достижения бесполезны, а в том, что с их помощью жизнь можно сделать легче, что можно прожить ее без боли, страда-ний и стыда. Вера в это, вообще говоря, очень деструктивна. В отличие от нее, продук-тивной является позиция, при которой вы будете пытаться преодолеть боль, принимая ее. Только принимая боль, мы освобождаемся от ее хватки. Как метко выразился Шелдон Копп, "вы можете убегать, но вы не в состоянии спрятаться".
Стремление к желаемому является разрушающим, потому что само желание часто вводит в заблуждение. Когда мы сфокусированы на достижениях, то обречены на неуда-чу, даже в том случае, если добиваемся успеха. Когда мы преследуем ложные цели, реак-ция наверняка окажется соответствующей. Настоящий рост возможен только когда вы станете лицом к лицу с вашей борьбой и примете на себя ответственность за свою жизнь.
Когда сессия возобновилась, семья стала обсуждать сходство между поколениями при ухаживании. Ванесса и Дорис заговорили о том, что они встречались с одним и тем же парнем - конечно, не одновременно. Мама в ответ сказала, что Папа до женитьбы на ней встречался с ее сестрой.
Вскоре мы уже наслаждались тем, что эти ранее хорошо запрятанные образцы по-ведения сейчас вышли на поверхность. Я предположил, что Марла и Гейл тоже не упус-тят возможности обменяться парнями. Во время нашего разговора в моем сознании сформировался зрительный образ, чем я с ними и поделился. Так как этот образ возник у меня во время нашего разговора, я считаю, что он принадлежит не только мне, но и им - здесь мы являемся партнерами.

читать дальше
(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

19:22 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" К. Витакер, В. Бамберри - 6. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДИЛЕММА

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
6. УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДИЛЕММА: ОТЧАЯВШИЕСЯ МУЖЧИНЫ И ПОЛНЫЕ НАДЕЖД ЖЕНЩИНЫ

Жена: Скажи, что ты меня любишь.
Муж: Я тебя люблю.
Жена: Неправда!


Жизнь безумна! Мы суетимся в поисках близости и личностной включенности - и все только для того чтобы в ужасе съежиться, едва такая возможность представится. Час-то нам удобнее определять себя через социальную роль: я терапевт, я отец или я муж, - чем прилагать усилия к тому, чтобы быть человеком. Чем больше мы говорим о том, как важно быть индивидуальностью, тем крепче сживаемся с теми функциональными роля-ми, которые вынуждены играть.
С этой дилеммой сталкиваются каждый человек и каждая семья. Любая семья об-ладает сложной системой ценностей, образов и мифов о том, что есть собственно челове-ческое. Насколько мы открыты по отношению друг к другу? Насколько наша семья явля-ется роле-ориентированной? В состоянии ли мы приоткрывать наши импульсы, или они должны быть скрытыми? Насколько похожи и насколько отличны друг от друга мужчи-ны и женщины? Являются ли дети автономными человеческими существами или же лишь отражением своих родителей? Подобные вопросы бесконечны, и обращаться к ним люди будут всегда.
Одной из самых эмоционально нагруженных проблем в семье выступает взаимо-отношение полов, отношение мужчин и женщин друг к другу. Как они взаимодействуют друг с другом и какая дистанция для этого требуется? Как достигается близость? Данные вопросы входят в круг самых принципиальных в контексте внутрисемейных взаимоот-ношений. Когда мы вновь собрались на сессию, Ванесса стала говорить о своем прежнем опыте принадлежности к ашраму и поединках с мужчинами.

читать дальше

(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

03:26 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" К. Витакер, В. Бамберри - 5. СТАНОВИМСЯ В ЛИЧНОСТНУЮ ПОЗИЦИЮ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
5. СТАНОВИМСЯ В ЛИЧНОСТНУЮ ПОЗИЦИЮ: БРОСАЕМ ВЫЗОВ ЖЕСТКОСТИ И ПРОКЛАДЫВАЕМ ДОРОЖКИ

Как только вы завершили первоначальное знакомство и приступаете к формули-ровке исходной стратегии, природа терапевтического процесса начинает меняться. В то время как первое “свидание” часто бывает окрашено иллюзией быстрого излечения, с которой приходит семья, на следующем перспектива меняется. Вы становитесь для них в реальной личностью, а не плоским образом гуру. На этом этапе я веду развивающуюся суперсистему “терапевт-семья” в направлении большей честности и открытости. Я хочу, чтобы сама эта система тоже была личностно окрашенной.
При этом я реагирую на действия семьи как можно более личностно, и сама бесе-да тоже, естественно, движется в этом направлении. Однако здесь есть один забавный парадокс. Ничего существенного не происходит, если я сознательно и намеренно стрем-люсь реагировать более личностно, чтобы сделать более личностным и их поведение. Забота, идущая “от головы”, от разумного анализа, здесь не работает, она должна проис-текать из моей развивающейся способности чувствовать их боль и соответствующим об-разом относиться к борьбе, которую они ведут. “Стремлюсь реагировать более личност-но” - звучит как раз очень надуманно, от головы. Проблема, собственно, заключается в том, чтобы в вас было больше жизни. Если я действительно прочувствовую их настоя-щую боль и осознаю ее личностный смысл, тогда я подсознательно буду чувствителен к тому, что происходит вокруг. Моя ответственность перед семьей заключается в том, что-бы реагировать на их поведение настолько личностно, насколько смогу. Это отличается от моей ответственности за них или просто от реакций на их поведение. Я не только дей-ствую в ответ на их действия, но и даю им представление о моем внутреннем мире. Дру-гими словами, они могут вступать во взаимодействие с моим опытом, а не только ощу-щать обратную связь на свое поведение.
Например, на каком-то этапе второй сессии я часто делаю следующие замечания:

читать дальше

(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

01:17 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" К. Витакер, В. Бамберри - 4. СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ: СИМВОЛИЧ. ПОДХОД

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
4. СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ: СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ОСНОВАННЫЙ НА ЛИЧНОСТНОМ ОПЫТЕ

О символической терапии трудно говорить в несимволическом ключе. Это все равно, что говорить о любви. Вы можете найти слова, отражающие только ее поверхно-стный уровень. Метафорический язык, открытый поэтами, быть может, составляет един-ственную надежду на адекватное самовыражение в этой области.
Мне хочется сравнить символическую терапию с инфраструктурой большого го-рода, с теми подземными коммуникациями, которые проходят под улицами и строения-ми и обеспечивает бесперебойное течение городской жизни над поверхностью земли. И хотя я не вижу всех этих инфраструктур, но, выглядывая, например, утром из окна, я твердо знаю, что под землей проложены газовые трубы, водопровод, телефонные кабели и т.д. И весь этот невидимый подземный мир очень важен для разнообразной жизни го-рода.
Это похоже на то, как я определяю символическую терапию. Наши личностные подземные миры наполнены потоками импульсов и развивающихся символов, и хотя они невидимы, я знаю что они есть независимо от того, интересуюсь я их существовани-ем или нет. Так же, как вода течет по трубам под улицами города, импульсы текут через наше подсознание, и в этом отношении все люди похожи друг на друга — все обладают сходными эмоциональными подструктурами, обеспечивающими течение нашей импуль-сивной жизни. Существование их несомненно, хотя они часто скрыты от внешнего на-блюдения или, по крайней мере, замаскированы.
В этом контексте семейную терапию я могу рассматривать как символическое “родительство” высшего порядка. В конце концов, семья приходит к нам за помощью, они считают, что мы можем помочь им, можем сделать их лучше.
читать дальше

(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

16:58 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" Карл Витакер, Вильям Бамберри - 3. ПРОЦЕСС СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
3. ПРОЦЕСС СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИ-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ И СТАДИИ ТЕРАПИИ

Процесс семейной терапии начинается со "свидания вслепую" и заканчивается "опустевшим гнездом" - разлукой с людьми, ставшими вам дорогими. Как и любой про-цесс общения между людьми, семейная терапия проходит через определенное количество фаз и в этом процессе закономерно возникают свои трудности и проблемы. И хотя мно-гое здесь довольно предсказуемо, результат всегда под вопросом. Ты никогда не можешь на все сто процентов быть уверенным в том, как пойдет процесс, когда в него включится новый человек.
Когда вы поднимаете трубку и слышите незнакомый голос, то каким бы прият-ным для вас этот голос ни был, вам необходимо составить мнение о незнакомце, находя-щемся на противоположном конце провода. В дополнение к информации о том, каким образом ваш телефон попал к собеседнику, вы сразу же стараетесь узнать у него поболь-ше об общих знакомых, о том, пересекаются ли в принципе ваши интересы, и только по-том начинаете планировать вашу возможную встречу. Например, женщина, следующая хорошо накатанному традиционному сценарию знакомства, сначала тщательно изучит потенциального поклонника и его намерения. Если тот предложит ей встречу поздно ве-чером в уединенном месте, приличия требуют, чтобы она сделала контрпредложение. Это может быть обед с тремя ее лучшими подругами в многолюдном ресторане или что-нибудь в подобном же роде. Он может принять ее предложение либо отклонить его, но в любом случае она будет уверена в том, что поступила в этих обстоятельствах разумно.
Когда семья впервые обращается к терапевту, он сталкивается с похожей дилем-мой. Примете ли вы безоговорочно то, что предложит вам семья? Будете ли идти на ус-тупки по поводу времени проведения встречи? Мое убеждение состоит в том, что в этой ситуации терапевт должен начинать с определения того предложения, которое делается семьей, и только потом он может делать какие-либо адекватные с его точки зрения контрпредложения, имеющие шансы оказаться полезными в дальнейшей работе. Конеч-но же, контрпредложение желательно делать сразу же, не медля. Вы должны предохра-нить себя от возможности просто быть задействованным семьей, “взятым на крючок”. Хотя вам нет необходимости диктовать семье вереницу жестких условий, вы нуждаетесь в том, чтобы ваша позиция была сформулирована ясно и определенно. В результате пер-вого телефонного контакта создается двухсторонний установочный процесс, который задает тон всему тому, что происходит впоследствии на встречах терапевта с семьей. Это первоначальное противоборство может быть названо Сражением за Структуру.


читать дальше

(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

03:16 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" Карл Витакер, Вильям Бамберри - 2. ЛИЧНОСТЬ ТЕРАПЕВТА

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
2. ЛИЧНОСТЬ ТЕРАПЕВТА: ЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РОЛИ

Процесс семейной терапии вращается вокруг реальных людей и их взаимоотношений, а отнюдь не вокруг теоретических абстракций и техники взаимопроникновения. Терапевт как человек находится в центре этого процесса. Как метко заметили Бету и Вайтхорн (1975): "Динамика психотерапии лежит в личности терапевта". Теории и методы становятся живыми и приобретают адекватную форму только тогда, когда они проходят через личностный опыт терапевта.
Как люди, занимающиеся терапией, мы понимаем, что следует серьезно рассматривать в профессиональном контексте наш человеческий опыт, наши философские допущения, наши личностные предрассудки. Направляющими наших действий, часто бессознательными, являются имеющиеся у нас представления о человеческой природе, о значении внутрисемейных взаимоотношений для человеческой жизни, о сущности роли терапевта и т.д.
Если в психотерапии действительно происходит настоящая человеческая встреча, она требует, чтобы терапевт, наряду со своей профессиональной ролью, сохранил способность быть личностью. Профессиональный терапевт должен заботиться о том, чтобы включиться в работу с клиентами, сохранив при этом любовь к своему “я”, и противостоять давлению культурной среды, которая как бы требует принесения себя в жертву ради сохранения семьи, с которой он работает. Социум часто предполагает, что вы должны спасти каждую семью, которая случайно забредает в ваш кабинет, - убийственное предположение. Для того чтобы быть спасителем, вам необходимо потребовать себе еще и венец из терниев. Способность к состраданию крайне важна, но профессиональный терапевт не может надеяться по-настоящему помочь - не говоря уж о том, чтобы просто выжить -, если его слишком сильно заносит в альтруизм. В этом смысле стать миссионером - значит принести пользу только каннибалам ... по крайней мере, обеспечить их одним большим пиршеством. Для того чтобы принести пользу семье в состоянии дистресса, терапевт должен ясно видеть то пространство, которое он охватывает в своей деятельности.
Профессиональная роль, которой мы следуем в работе с семьей, красноречиво свидетельствует о нашем собственном личностном опыте, так же как и о нашем представлении о других людях. Основной направляющей в выборе профессиональной позиции для работы с семьей является установка на личностный рост всех индивидуумов, включенных в терапевтический процесс, в том числе и самого терапевта. Может быть, как раз для меня это наиболее важно. Только хорошо осознавая свои собственные потребности роста и желание избежать "сгорания", терапевт может сохранить свою полезность для других. Но это составляет нечто большее, чем превентивную функцию, технику безопасности работы терапевта. Мою способность быть действительно самим собой, быть полным жизненных сил во время встречи, личностно реагировать на происходящее здесь - вот что я могу предложить клиентам. Это требует, чтобы я тоже получал от процесса терапии нечто существенное для себя. В действительности такой вещи, как кристально-чистый альтруизм, просто не существует.


читать дальше

@темы: психотерапия

20:00 

"ТАНЦЫ С СЕМЬЕЙ" Карл Витакер, Вильям Бамберри - 1. НАЧАЛО РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1. НАЧАЛО РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Когда мы собрались на нашу первую сессию, казалось напряжение прямо-таки витает в воздухе. Джон и Мери, двигаясь нервно и беспокойно, выбрали диван справа от меня, тогда как трое из их пяти взрослых детей заняли места на другом диване. Двое других, пока отсутствующих отпрысков, должны были присоединиться к нам в заключительный день трехдневного опыта нашего общения.
С первого взгляда было ясно, что это фермерская семья, может быть, похожая на ту, в которой я сам вырос. Папа вышел на “поле боя” в новом комбинезоне с нагрудником, тогда как мама нарядилась опрятно, но без претензий. Три их дочери - 30-летняя Ванесса, 20-летняя Дорис и 18-летняя Марла - выглядели более современно и не так провинциально. Несколько первых минут мы провели в ни к чему не обязывающих разговорах, причем Ванесса говорила от имени всей семьи.
Мы кратко обсудили, почему они решились принять участие в этих встречах и найти средства для оплаты нашей трехдневной работы. Собственно, идея встречи принадлежала Ванессе. Она как раз проходила обучение, намереваясь стать психотерапевтом. Живя вдалеке от остальной семьи, она, тем не менее, чувствовала себя связанной семейными проблемами и хотела их разрешения. К тому же она беспокоилась о своей 28-летней сестре Гейл, которая была госпитализирована из-за эмоциональных срывов. И хотя она вернулась домой, но все еще продолжала принимать лекарства.
читать дальше

(с) Карл Витакер, Вильям Бамберри

@темы: психотерапия

03:08 

Роберт и Филлис Тайсоны о теории объектных отношений

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
При описании связанной с развитием структуры для развертывающихся стадий в объектных отношениях, мы сосредоточивали особое внимание на том, как взаимодействия значимые с другими людьми оказывают воздействие на происхождение, природу и функционирование внутрипсихических структур. Мы считаем, что идеи Спитца и Малер особенно полезны для самых ранних стадий, потому что они основываются на данных непосредственного наблюдения, а не на реконструкциях, и последовательно сосредоточивают свое внимание на внутрипсихическом.
Нахождение удачного и приемлемого термина для периода непосредственно после рождения всегда было трудным делом. Хартманн (1939), как мы уже отмечали в четвертой главе, дал ему название фаза недифференцированности (Hartmann, Kriss and Loewenstein, 1946), имея при этом в виду, что ни Эго, ни Ид еще не структурализованы, и что еще не сформировались психические представления о себе и об объекте. Однако данный термин часто неправильно истолковывался как студентами, так и аналитиками: они полагают, что младенец неспособен отличать себя от объекта.
читать дальше

(с) Р. и Ф. Тайсон

@темы: психотерапия

13:41 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 15. ДИССОЦИАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
И здесь мы подходим к самому интересному и малоисследованному - к диссоциативым личностям, о которых в ненаучной среде обычно говорят "с раздвоением личности". Личность, однако, может быть не только раздвоенной, но и растроенной и т.д. ("Множественные умы Билли Миллигана" Дэниела Киза), а как все это получается, можно узнать из нижеприведенной главы.
Предупреждаю сразу, что знание специфической для психологии, и конкретно психоанализа, терминологии обязательно. В противном случае вы рискуете запутаться и понять приведенную информацию неправильно.

1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза

15. ДИССОЦИАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ

В настоящем разделе я несколько отклонюсь от существующих основных направлений психодинамической личностной диагностики, так как, насколько мне известно, эта книга будет первым учебником психоанализа, куда диссоциативная личность включена как просто еще один возможный тип структуры характера. В нашем столетии, примерно до 1980-х годов, расстройство в виде множественной личности и родственные ему структуры психики, базирующиеся на диссоциации, считались настолько редкими, что исключались из рассмотрения в ряду личностных типов и расстройств. Однако стало совершенно ясно, что многие люди часто диссоциируют и некоторые делают это настолько регулярно, что можно говорить о диссоциации как об их главном механизме функционирования в условиях стресса. Если бы множественная личность не была “патологией утаивания” (Gutheil, in Kluft, 1985), при которой пациент нередко не сознает существования других личностей и при которой доверие настолько проблематично, что даже части собственного “Я”, знающие о диссоциации, очень неохотно разглашают свой секрет, то мы бы уже давно знали, как идентифицировать и помогать диссоциативным пациентам.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

11:27 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 14. ИСТЕРИЧЕСКИЕ, ИЛИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза


14. ИСТЕРИЧЕСКИЕ, ИЛИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ (HISTRIONIC) ЛИЧНОСТИ

Психоанализ начал свою историю с попытки понять истерию и постоянно возвращался к этой проблеме каждое десятилетие, начиная с 1880-го года, когда Фрейд впервые взялся за ее решение. Вдохновленный работой французских психиатров Шарко, Жане и Бернгейма, которые исследовали истерические аффекты при помощи гипноза, Фрейд впервые начал задумываться над вопросами, которые придали психоаналитической теории ее уникальную форму: Как можно знать и не знать одновременно? Чем объясняется забвение важного личного опыта? Действительно ли тело выражает то, что мозг не может воспринять? Что могло бы объяснить такие исключительные симптомы, как полные эпилептиформные припадки у человека, не страдающего эпилепсией? Или слепоту у людей без физических нарушений органов зрения? Или параличи, когда с нервами все в порядке?
читать дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

00:46 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 13. ОБСЕССИВНЫЕ И КОМПУЛЬСИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза


13. ОБСЕССИВНЫЕ И КОМПУЛЬСИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Западное технологическое общество изобилует людьми, личность которых сосредоточена на проблеме “думания и делания”. Наша коллективная психология сих пор пропитана пафосом идеализации разума и веры в прогресс как результат человеческих деяний, которым отличалось мышление эпохи Просвещения. Западные цивилизации, по контрасту с обществами стран Азии и третьего мира, ценят научную рациональность и прагматизм типа “can-do” превыше всех остальных достоинств. Так, огромное количество людей вкладывает высшие проявления своих логических способностей в разрешение практических проблем. Искать удовольствия и испытывать гордость от “думания и делания” настолько нормально в нашем обществе, что мы едва ли задумываемся о сложных факторах, лежащих в основе столь почетного и привилегированного положения данных видов деятельности.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

16:56 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 12. МАЗОХИСТИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза


12. МАЗОХИСТИЧЕСКИЕ (ПОРАЖЕНЧЕСКИЕ, САМОРАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ [SELF-DEFEATING]) ЛИЧНОСТИ

Люди, которые сами себе кажутся худшими врагами, являются загадкой для гуманных студентов. Когда история человека полна решений и действий, противоречащих его благополучию, нам трудно это понять. Фрейд считал саморазрушительное поведение самым неприятным вопросом, адресованным к его теории, так как он основал ее (в соответствии с биологическими теориями того времени [см. Sulloway, 1979]) на предпосылке, что организмы стремятся максимизировать удовольствие и избежать страдания. Фрейд придавал особое значение тому, как в нормальном развитии детские предпочтения, определяемые принципом удовольствия, позднее видоизменяются принципом реальности. Поскольку на поверхностный взгляд кажется, что некоторые предпочтения не определяются ни принципом удовольствия, ни принципом реальности, Фрейд сделал натяжки и пересмотрел свою метапсихологию, чтобы объяснить “саморазрушительные”, или “мазохистические”, паттерны поведения. (Freud, 1905, 1915а, 1916, 1919, 1920, 1923, 1924).
дальше


Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

22:31 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ (2 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
продолжение главы. маниакальные личности

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)


@темы: психотерапия

22:27 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ (1 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза

11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ

В этой главе я собираюсь рассмотреть людей, чьи характерологические паттерны создаются депрессивной динамикой. Я коротко рассмотрю психологию тех, чьи личности характеризуются отрицанием депрессии — тех, кто может быть назван маниакальными, гипоманиакальными или циклотимиками. Люди последней диагностической группы руководствуются жизненными стратегиями, противоположными тем, которые бессознательно используются депрессивными людьми. Но все же основные организующие темы, ожидания, страхи, конфликты и бессознательные объяснительные конструкты депрессивных и маниакальных людей аналогичны.
Хорошо известно, что многие люди переживают чередование депрессивных и маниакальных состояний психики; те из них, чье состояние соответствует психотическому уровню, обычно описываются как имеющие “маниакально-депрессивное” заболевание. В настоящее время их предпочитают называть “биполярными”. Предыдущий термин предполагает наличие галлюцинаций и суицидальных тенденций, тем не менее множество людей, никогда не имевших психотического опыта, отмечены циклами мании и дистимии. В каждой области континуума развития находятся и люди, преимуще-ственно депрессивные и преимущественно маниакальные, и те, кто периодически пе-реходит от одного полюса к другому.

дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

04:07 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 10. ПАРАНОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза

10. ПАРАНОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Большинство из нас имеют четкое ментальное представление об образе параноика и сразу узнают его в литературных описаниях. Например, прекрасное изображение Питером Селерсом в образе Доктора Чужелюбова (Doctor Strangelove) таких черт, как подозрительность, отсутствие чувства юмора и грандиозность, затрагивает хорошо знакомые струны в каждом, у кого есть параноидные знакомые, или кто-то внезапно замечает смешное выпирание параноидных черт у самого себя. Определение не таких ярких параноидных проявлений требует более тонкого восприятия. Сущность параноидной организации личности состоит в привычке обращаться со своими качествами, которые воспринимаются как негативные, путем их проекции; отчужденные характеристики впоследствии воспринимаются как внешняя угроза. Процесс проекции нередко сопровождается (а может и не сопровождаться) сознанием собственного величия.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

11:18 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 9. ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза.

9. ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Личности, чей характер по существу шизоидный, являются предметом широко распространенного неправильного понимания, основанного на общем заблуждении, что шизоидная динамика всегда в значительной степени примитивна. Необратимый психотический диагноз шизофрении относит человека к крайне нарушенной области шизоидного континуума, и поведение шизоидного человека нередко бывает неконвенциональным, странным или даже эксцентричным. Другие нешизоидные люди имеют тенденцию патологизировать людей с шизоидной динамикой, хотя они могут быть компетентными и автономными и имеют значительные сильные области Эго. Действительно, шизоидные люди составляют диапазон от подлежащих госпитализации кататоников до творящих гениев.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

16:11 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ (2 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
добавляю то, что не уместилось в предыдущий пост

продолжение главы о нарциссических личностях

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

Психиатрия, психотерапия и клиническая психология для не/посвященных

главная