Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных



Данный дневник всего лишь артефакт. По своей сути он является сборником отрывков из литературы и лекций по психиатрии, психотерапии и клинической психологии, которые по разным причинам могут быть интересны не только мне. Также здесь (по всей видимости) будут помещаться аннотации к книгам вышеуказанной тематики с указанием (или без – это уж как получится), где их можно найти и информация о курсах, семинарах и конференциях, которые можно было бы посетить. Но это так – для совсем уж интересующихся.
В комментариях приветствуются обсуждения, споры и ссылки.
С вопросами и предложениями на у-мыло.


ваша  Savelle

как прорекламировать этот дневник
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
17:46 

конспект лекций по патопсихологии. часть 1

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
ТЕМА 1: «Предмет, задачи, методы патопсихологии, ее особенность и связь с другими науками»

Патопсихология (от греческого pathos – страдание, болезнь) – отрасль психологии, изучающая болезненные изменения психики. Изучая закономерности изменения и распада психики, патопсихология сопоставляет их с закономерностями протекания нормальной психической деятельности.
Патопсихология, наряду с соматопсихологией и нейропсихологией, является составной частью клинической психологии. Патопсихология самым тесным образом граничит с психиатрией, в частности – с психопатологией. Хотя названия этих дисциплин состоят из одних и тех же древнегреческих корней, однако, при общности «объекта» исследования (в качестве которого выступает нарушения психики), между ними имеются существенные различия.

дальше

@темы: клиническая психология

19:15 

конспект лекций по патопсихологии. часть 2

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
надеюсь, с третьего раза получится создать этот долбаный пост

итак, еще раз
предупреждаю - данная лекция содержит в основном методологические акценты и практические рекомендации. интересна будет только тем, кому хочется по-настоящему разобраться.
то, что показалось мне любопытным для "широкого круга", в конце. специально не убираю в ссылку для тех, кто не хочет читать лекцию целиком

ТЕМА 2 «Особенности патопсихологического исследования. Принципы построения патопсихологического эксперимента. Рекомендации к написанию психологического заключения»

Патопсихологическая помощь не м.б. оказана человеку вне учета его конкретной жизненной ситуации и социального контекста. Более того, она д.б. распространена и на ближайшее окружение психически больного человека – на его семью. Патопсихолог должен оценить психическое состояние обратившегося к нему пациента и подобрать для него адекватное коррекционное воздействие. Для этого ему необходимо выстроить патопсихологический эксперимент.

Долгое время в клиниках господствовал метод количественного измерения психических процессов. При исследовании больных методами, направленными на измерение функций, не могут быть учтены ни особенности умственной деятельности, ни качественная сторона нарушения, ни возможность компенсации, анализ которых столь необходим при разрешении клинических задач, особенно психокоррекционных.

дальше


Существуют психологические критерии, которые помогают различать нормальное и аномальное состояние. Опираясь на них, конечно, нельзя поставить диагноз и сделать вывод о наличии определенного психического заболевания, однако можно ставить вопрос об отклонении от нормы.

Критерии:
1. Неадекватность. Данный критерий может проявляться в несоразмерности эмоциональных реакций, поступков, поведения в целом, речевых высказываний, мимики и жестов человека той ситуации, в которой он находится.
2. Критичность. Она м.б. снижена или вовсе отсутствовать у человека по отношению к своим поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению, высказываниям, результатам своей деятельности и т.д. Критичность может выражаться и в раскаянии в том, что сделано, и в понимании, что действие или реакция были неправильными, неадекватными, и в способности слушать и воспринимать мнение других людей, говорящих, например, о возможном наличии болезни или о необходимости измениться или показаться врачу. Часто на ранних стадиях критичность еще сохраняется. Человека волнуют или пугают отдельные симптомы, он пытается с ними справиться или разобраться. По мере развития заболевания критичность снижается, а иногда и утрачивается. Больные могут с уверенность говорить абсурдные вещи, не видеть ничего особенного в своем, например, агрессивном поведении, не воспринимать ничьих доводов.
3. Непродуктивность деятельности. В этом случае человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс (например, целыми днями рисует картины, но никому их не показывает, теряет). Сама деятельность не имеет смысла, и результат, продукт никому, иногда даже самому больному, не интересен или не нужен. Возможен и такой вариант непродуктивности, когда конкретная деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов не идет. При этом всегда находятся причины, оправдания, позволяющие отложить реальные действия.

Надо отметить, что наличие фактов, попадающих под один из перечисленных критериев, может служить основой для профессионального наблюдения за человеком и принятия мер для возможного предупреждения развития психического заболевания.
При поведении, удовлетворяющем двум или трем критериям одновременно, д.б. поставлен вопрос о необходимости детального исследования, проведения экспериментального патопсихологического исследования и рекомендована консультация врача.

@темы: клиническая психология

20:29 

конспект лекций по патопсихологии. часть 3

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
к сожалению, в электронном варианте у меня есть только первые две лекции третьей темы. впрочем, нарушения ощущений и восприятия тоже могут быть любопытными.
словом, получайте удовольствие от того, что имеете)

ТЕМА 3: ПАТОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (отрывок)

В клинической психологии традиционно выделяют следующие значимые для клинической практики психические процессы:
1. Ощущение;
2. Восприятие;
3. Внимание;
4. Память;
5. Мышление или ассоциативный процесс;
6. Интеллект;
7. Эмоции;
8. Воля;
9. Сознание.

Подобное разделение психических процессов носит во многом условный характер, поскольку их функционирование на уровне организма и личности носит интегративный характер. Однако, при различном характере и тяжести патологии по разному страдают отдельные познавательные процессы.


1. Нарушения ощущений

2. Нарушения восприятия

@темы: клиническая психология

20:23 

конспект лекций по патопсихологии. часть 4

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
на четвертой теме электронный вариант конспекта у меня заканчивается. если интересно, могу рассказать, что можно самостоятельно почитать на эти темы.

Тема 4: Детская патопсихология

Исследование нарушений психики у детей является более сложным и имеет свою специфику в связи с возрастными особенностями. Эта особенность обусловлена тем, что детская психика является еще не сформированной. Несмотря на болезнь, приводящую к различным нарушениям, на психику ребенка продолжают действовать общие закономерности развития. Поэтому исследовать нарушения развивающейся психики надо с учетом этих закономерностей, выделенных еще Л.С. Выготским. Одной из таких важнейших закономерностей является признание ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Все это приводит к тому, что в работе с детьми патопсихолог должен сочетать собственно психологические функции (диагностические, коррекционные и пр.) с педагогическими. Соответственно, специфика задач детской патопсихологии будет отличаться.

дальше

@темы: клиническая психология

20:45 

пособия по патопсихологии

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Полезные книги по патопсихологии:

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003



Считается лучшим пособием по патопсихологии, но для новичка будет малопонятно. В любом случае, вначале нужно почитать что-то по психопатологии, психиатрии, чтобы разобраться с терминами. Например, Кирпиченко – у них доступно, хотя учебник уже несколько устарел.
У Зейгарник в новом издании вырезаны интересные главы. Если достанете что-то постарее, это будет большой удачей.
читать в электронном виде (за ссылку спасибо TooLightTooDark)

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006



Очень интересно, и из данных трех книг наиболее доступно. Особенно третья часть, где подробно разбираются различные психиатрические заболевания: шизофрения, эпилепсия, МДП, алкоголизм и т.д.

3. Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. 3-е изд. – М., «Когито-Центр», 2004



Книгу рекомендовали в НИПНИ им. Бехтерева. Честно говоря, я еще не успела прочитать, поэтому не могу сказать ничего определенного.

@темы: клиническая психология, литература

19:30 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ДИАГНОЗ?

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Начинаю постить конспект, а точнее, сильно сокращенный вариант книги Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Понимание структуры личности в клиническом процессе
Вырезаны все примеры, предупреждаю сразу. Я никогда не оставляю примеры, хотя это неправильно. можно было бы запостить всю книгу, но это нарушение авторских прав. Ловите то, что есть.


1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ДИАГНОЗ?

Установление эмпатии

Термин “эмпатия” в последнее время истерся и практически потерял свою содержательность. И все же не существует другого слова, которое означало бы “чувствовать вместе с”, а не “чувствовать вместо”, что и составляет внутреннее различие между эмпатией и симпатией (или состраданием, жалостью, интересом и подобными понятиями, подразумевающими определенную степень защитного дистанцирования от страдающего человека). Слово “эмпатия” зачастую используют неправильно, подразумевая под ним теплое, ободряющее, одобряющее отношение к пациенту независимо от его эмоционального состояния. я использую термин “эмпатия” в его буквальном значении, указывающем на способность эмоционально воспринять душевное состояние клиента.

дальше

@темы: психотерапия

23:00 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Вторая часть конспекта.
Не сохраняю курсив и прочие мои выделения, так как скопировать из ворда невозможно, а выделять заново сил нет.
Пока не поздно, обращаю ваше внимание на то, что в отечественной психиатрии и в психотерапии одни и те же термини имеют разные значения.

2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

Классический психоанализ подходит к изучению характера личности двумя очень разными путями, вытекающими из двух предшествовавших им моделей индивидуального развития. Во времена фрейдовской теории драйвов были сделаны попытки понять личность на основе фиксации (на каком раннем этапе развития данный индивид был психологически травмирован?).
Позднее, с развитием Эго-психологии, характер был переосмыслен как совокупность определенных механизмов защиты (какими способами данный индивид избегает состояния тревоги?).

дальше

@темы: психотерапия

21:40 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 3. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Первая половина будет сложна для восприятия, если вы не очень близко знакомы с теорией психотерапии и психоанализа. Если совсем уж никак, то можно и пропустить.
Вторая же половина посвяшена определениям различий между невротическим, пограничныи и психотическим уровнями нарушений и может быть интересна, а кому-то и полезна.

3. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Я исследую последствия возможной фиксации на трех уровнях психологического развития.

сущность структуры характера не может быть осознана без понимания двух различных и взаимодействующих друг с другом измерений — уровня развития личностной организации и защитного стиля внутри этого уровня. Первое измерение отражает уровень индивидуации пациента или степень патологии (психотический, пограничный, невротический, “нормальный”); второе обозначает тип характера человека (параноидный, депрессивный, шизоидный и так далее).

хотя большинство аналитических диагностов сейчас рассматривает этапы развития ребенка с меньшим акцентом на драйвы, отличаясь этим от Фрейда, психоаналитики никогда всерьез не подвергали сомнению три его положения: (1) существующие психологические проблемы являются отражением своих младенческих предшественников; (2) взаимодействия в ранние годы создают шаблон более позднего восприятия жизненного опыта, и мы бессознательно понимаем его в соответствии с категориями, которые были важны в детстве; (3) идентификация уровня развития личности — это кардинально важная часть нашего понимания характера человека.

дальше

@темы: психотерапия

20:40 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 4. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗА

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
4. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Окончательной целью работы является содействие личности в решении задачи, на данном уровне развития непреодолимой для него — будь то задача полного творческого расцвета личности или же приобретение некоторой минимальной осведомленности о том, что он действительно существует и заслуживает чуткой поддержки.

дальше

@темы: психотерапия

21:49 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 5. ПЕРВИЧНЫЕ (ПРИМИТИВНЫЕ) ЗАЩИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
5. ПЕРВИЧНЫЕ (ПРИМИТИВНЫЕ) ЗАЩИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Термин “защита”, используемый в психоаналитической теории, во многих отношениях неудачен. То, что мы у зрелых взрослых называем защитами, не что иное как глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира.
Изначально Фрейда привлекали люди с эмоциональными нарушениями, с преобладанием истерических черт, люди, которые пытались таким образом избежать повторения предыдущего опыта, которое, как они опасались, могло принести им невыносимую боль. По наблюдению Фрейда, они достигают этого за счет большого ущерба для общего функционирования. Таким образом, наиболее ранний контекст, в котором говорилось о защитах, был тот, где задачей терапевта служило уменьшение их интенсивности.
Фактически, аналитически ориентированные терапевты иногда рассматривают определенные проблемы — прежде всего психотические и близкие к психотической “декомпенсации” — как свидетельство недостаточности защит.
дальше

@темы: психотерапия

01:41 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 6. ВТОРИЧНЫЕ (ВЫСШЕГО ПОРЯДКА) ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
6. ВТОРИЧНЫЕ (ВЫСШЕГО ПОРЯДКА) ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Репрессия (вытеснение)
Сутью репрессии является мотивированное забывание или игнорирование. Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом.
Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего-либо становятся неприемлемыми для осознания из-за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны токсическими или органическими причинами или же просто обычным умственным отбором важного от тривиального.
дальше

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

психопатическая личность была описана через выраженную и организующую потребность ощущать собственное влияние на других, манипулировать ими, “подняться над” ними. Коротко были суммированы конституциональные предиспозиции антисоциального поведения, уделено внимание ярости и мании, которая может прорвать характерное для социопатических людей блокирование аффекта. Психопатия была обсуждена с точки зрения защит всемогущего контроля, проективной идентификации, диссоциации и отыгрывания вовне. С точки зрения объектных отношений, были отмечены нестабильность, потворство, эмоциональное непонимание, эксплуатация и иногда жестокость. Структура собственного “Я” определяется грандиозными стремлениями избежать переживания слабости и зависти. Были обсуждены неэмпатический перенос и контртрансферентные реакции и лечебные требования неподкупности, последовательности и независимости терапевта от собственной потребности быть воспринимаемым как помогающий. Психопатический характер был дифференцирован от параноидного, диссоциативного и нарциссического типов.

дальше

@темы: психотерапия

01:39 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 7. ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ (АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ) ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Итак, мы дошли до самого интересного - описания типов организации характера.
Основательно подумав, я решила, что эти главы надо постить не конспективно, а целиком, ибо без примеров и оступлений полной картинки не сложится, поэтому ловите как есть.

"Порядок представления типов произволен, но в целом он соответствует продвижению от более низкого к более высокому уровню объектных отношений. Я построила обсуждение по следующим направлениям:
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза."

7. ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ (АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ) ЛИЧНОСТИ

Я хочу начать обсуждение типологических категорий личностной организации с тех, кто, вероятно, является наиболее непопулярными и пугающими пациентами из всех встречающихся в практике службы психического здоровья, с тех, кто является по су-ществу психопатическими личностями. Я использую старое понятие для обозначения этого личностного типа вслед за Мелой (Meloy, 1988) вследствие его уже устоявшегося места в психоаналитической истории. Я буду использовать термины “социопатиче¬ский” и “антисоциальный” как синонимы — в отличие от некоторых ранних аналитических авторов, применявших эти понятия для обозначения людей криминальной субкульту-ры, которые необязательно представляли собой характерологических психопатов.

дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

16:06 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ (1 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза.

8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Людей, личность которых организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны, психоаналитики называют нарциссическими. Всем из нас свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем мы являемся и насколько ценными себя чувствуем. И пытаемся строить нашу жизнь таким образом, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Наша гордость возраста-ет при одобрении и увядает при неодобрении со стороны значимых других. Для некоторых из нас озабоченность “нарциссическим запасом” или поддержанием самоуважения затмевает другие задачи настолько, что в этом случае нас можно считать поглощенными исключительно собой. Термины “нарциссическая личность” и “патологический нарциссизм” применяются именно к такой диспропорциональной степени озабоченности собой, а не к обычной чувствительности к одобрению или критике.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

16:11 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ (2 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
добавляю то, что не уместилось в предыдущий пост

продолжение главы о нарциссических личностях

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

11:18 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 9. ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза.

9. ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Личности, чей характер по существу шизоидный, являются предметом широко распространенного неправильного понимания, основанного на общем заблуждении, что шизоидная динамика всегда в значительной степени примитивна. Необратимый психотический диагноз шизофрении относит человека к крайне нарушенной области шизоидного континуума, и поведение шизоидного человека нередко бывает неконвенциональным, странным или даже эксцентричным. Другие нешизоидные люди имеют тенденцию патологизировать людей с шизоидной динамикой, хотя они могут быть компетентными и автономными и имеют значительные сильные области Эго. Действительно, шизоидные люди составляют диапазон от подлежащих госпитализации кататоников до творящих гениев.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

04:07 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 10. ПАРАНОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза

10. ПАРАНОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Большинство из нас имеют четкое ментальное представление об образе параноика и сразу узнают его в литературных описаниях. Например, прекрасное изображение Питером Селерсом в образе Доктора Чужелюбова (Doctor Strangelove) таких черт, как подозрительность, отсутствие чувства юмора и грандиозность, затрагивает хорошо знакомые струны в каждом, у кого есть параноидные знакомые, или кто-то внезапно замечает смешное выпирание параноидных черт у самого себя. Определение не таких ярких параноидных проявлений требует более тонкого восприятия. Сущность параноидной организации личности состоит в привычке обращаться со своими качествами, которые воспринимаются как негативные, путем их проекции; отчужденные характеристики впоследствии воспринимаются как внешняя угроза. Процесс проекции нередко сопровождается (а может и не сопровождаться) сознанием собственного величия.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

22:27 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ (1 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза

11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ

В этой главе я собираюсь рассмотреть людей, чьи характерологические паттерны создаются депрессивной динамикой. Я коротко рассмотрю психологию тех, чьи личности характеризуются отрицанием депрессии — тех, кто может быть назван маниакальными, гипоманиакальными или циклотимиками. Люди последней диагностической группы руководствуются жизненными стратегиями, противоположными тем, которые бессознательно используются депрессивными людьми. Но все же основные организующие темы, ожидания, страхи, конфликты и бессознательные объяснительные конструкты депрессивных и маниакальных людей аналогичны.
Хорошо известно, что многие люди переживают чередование депрессивных и маниакальных состояний психики; те из них, чье состояние соответствует психотическому уровню, обычно описываются как имеющие “маниакально-депрессивное” заболевание. В настоящее время их предпочитают называть “биполярными”. Предыдущий термин предполагает наличие галлюцинаций и суицидальных тенденций, тем не менее множество людей, никогда не имевших психотического опыта, отмечены циклами мании и дистимии. В каждой области континуума развития находятся и люди, преимуще-ственно депрессивные и преимущественно маниакальные, и те, кто периодически пе-реходит от одного полюса к другому.

дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

22:31 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ (2 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
продолжение главы. маниакальные личности

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)


@темы: психотерапия

16:56 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 12. МАЗОХИСТИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза


12. МАЗОХИСТИЧЕСКИЕ (ПОРАЖЕНЧЕСКИЕ, САМОРАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ [SELF-DEFEATING]) ЛИЧНОСТИ

Люди, которые сами себе кажутся худшими врагами, являются загадкой для гуманных студентов. Когда история человека полна решений и действий, противоречащих его благополучию, нам трудно это понять. Фрейд считал саморазрушительное поведение самым неприятным вопросом, адресованным к его теории, так как он основал ее (в соответствии с биологическими теориями того времени [см. Sulloway, 1979]) на предпосылке, что организмы стремятся максимизировать удовольствие и избежать страдания. Фрейд придавал особое значение тому, как в нормальном развитии детские предпочтения, определяемые принципом удовольствия, позднее видоизменяются принципом реальности. Поскольку на поверхностный взгляд кажется, что некоторые предпочтения не определяются ни принципом удовольствия, ни принципом реальности, Фрейд сделал натяжки и пересмотрел свою метапсихологию, чтобы объяснить “саморазрушительные”, или “мазохистические”, паттерны поведения. (Freud, 1905, 1915а, 1916, 1919, 1920, 1923, 1924).
дальше


Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

00:32 

рабочее

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Мне важно знать, есть ли среди читателей студенты психфаков, особенно питерские студенты, а также уже имеющие высшее образование в области психологии люди.
Есть ли смысл рассказывать о курсах повышения квалификации и семинарах?

Психиатрия, психотерапия и клиническая психология для не/посвященных

главная