• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:29 

конспект лекций по патопсихологии. часть 3

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
к сожалению, в электронном варианте у меня есть только первые две лекции третьей темы. впрочем, нарушения ощущений и восприятия тоже могут быть любопытными.
словом, получайте удовольствие от того, что имеете)

ТЕМА 3: ПАТОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (отрывок)

В клинической психологии традиционно выделяют следующие значимые для клинической практики психические процессы:
1. Ощущение;
2. Восприятие;
3. Внимание;
4. Память;
5. Мышление или ассоциативный процесс;
6. Интеллект;
7. Эмоции;
8. Воля;
9. Сознание.

Подобное разделение психических процессов носит во многом условный характер, поскольку их функционирование на уровне организма и личности носит интегративный характер. Однако, при различном характере и тяжести патологии по разному страдают отдельные познавательные процессы.


1. Нарушения ощущений

2. Нарушения восприятия

@темы: клиническая психология

19:15 

конспект лекций по патопсихологии. часть 2

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
надеюсь, с третьего раза получится создать этот долбаный пост

итак, еще раз
предупреждаю - данная лекция содержит в основном методологические акценты и практические рекомендации. интересна будет только тем, кому хочется по-настоящему разобраться.
то, что показалось мне любопытным для "широкого круга", в конце. специально не убираю в ссылку для тех, кто не хочет читать лекцию целиком

ТЕМА 2 «Особенности патопсихологического исследования. Принципы построения патопсихологического эксперимента. Рекомендации к написанию психологического заключения»

Патопсихологическая помощь не м.б. оказана человеку вне учета его конкретной жизненной ситуации и социального контекста. Более того, она д.б. распространена и на ближайшее окружение психически больного человека – на его семью. Патопсихолог должен оценить психическое состояние обратившегося к нему пациента и подобрать для него адекватное коррекционное воздействие. Для этого ему необходимо выстроить патопсихологический эксперимент.

Долгое время в клиниках господствовал метод количественного измерения психических процессов. При исследовании больных методами, направленными на измерение функций, не могут быть учтены ни особенности умственной деятельности, ни качественная сторона нарушения, ни возможность компенсации, анализ которых столь необходим при разрешении клинических задач, особенно психокоррекционных.

дальше


Существуют психологические критерии, которые помогают различать нормальное и аномальное состояние. Опираясь на них, конечно, нельзя поставить диагноз и сделать вывод о наличии определенного психического заболевания, однако можно ставить вопрос об отклонении от нормы.

Критерии:
1. Неадекватность. Данный критерий может проявляться в несоразмерности эмоциональных реакций, поступков, поведения в целом, речевых высказываний, мимики и жестов человека той ситуации, в которой он находится.
2. Критичность. Она м.б. снижена или вовсе отсутствовать у человека по отношению к своим поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению, высказываниям, результатам своей деятельности и т.д. Критичность может выражаться и в раскаянии в том, что сделано, и в понимании, что действие или реакция были неправильными, неадекватными, и в способности слушать и воспринимать мнение других людей, говорящих, например, о возможном наличии болезни или о необходимости измениться или показаться врачу. Часто на ранних стадиях критичность еще сохраняется. Человека волнуют или пугают отдельные симптомы, он пытается с ними справиться или разобраться. По мере развития заболевания критичность снижается, а иногда и утрачивается. Больные могут с уверенность говорить абсурдные вещи, не видеть ничего особенного в своем, например, агрессивном поведении, не воспринимать ничьих доводов.
3. Непродуктивность деятельности. В этом случае человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс (например, целыми днями рисует картины, но никому их не показывает, теряет). Сама деятельность не имеет смысла, и результат, продукт никому, иногда даже самому больному, не интересен или не нужен. Возможен и такой вариант непродуктивности, когда конкретная деятельность подменяется разговорами, планированием, обещаниями, но далее слов не идет. При этом всегда находятся причины, оправдания, позволяющие отложить реальные действия.

Надо отметить, что наличие фактов, попадающих под один из перечисленных критериев, может служить основой для профессионального наблюдения за человеком и принятия мер для возможного предупреждения развития психического заболевания.
При поведении, удовлетворяющем двум или трем критериям одновременно, д.б. поставлен вопрос о необходимости детального исследования, проведения экспериментального патопсихологического исследования и рекомендована консультация врача.

@темы: клиническая психология

17:46 

конспект лекций по патопсихологии. часть 1

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
ТЕМА 1: «Предмет, задачи, методы патопсихологии, ее особенность и связь с другими науками»

Патопсихология (от греческого pathos – страдание, болезнь) – отрасль психологии, изучающая болезненные изменения психики. Изучая закономерности изменения и распада психики, патопсихология сопоставляет их с закономерностями протекания нормальной психической деятельности.
Патопсихология, наряду с соматопсихологией и нейропсихологией, является составной частью клинической психологии. Патопсихология самым тесным образом граничит с психиатрией, в частности – с психопатологией. Хотя названия этих дисциплин состоят из одних и тех же древнегреческих корней, однако, при общности «объекта» исследования (в качестве которого выступает нарушения психики), между ними имеются существенные различия.

дальше

@темы: клиническая психология

Психиатрия, психотерапия и клиническая психология для не/посвященных

главная