• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:41 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 15. ДИССОЦИАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
И здесь мы подходим к самому интересному и малоисследованному - к диссоциативым личностям, о которых в ненаучной среде обычно говорят "с раздвоением личности". Личность, однако, может быть не только раздвоенной, но и растроенной и т.д. ("Множественные умы Билли Миллигана" Дэниела Киза), а как все это получается, можно узнать из нижеприведенной главы.
Предупреждаю сразу, что знание специфической для психологии, и конкретно психоанализа, терминологии обязательно. В противном случае вы рискуете запутаться и понять приведенную информацию неправильно.

1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза

15. ДИССОЦИАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ

В настоящем разделе я несколько отклонюсь от существующих основных направлений психодинамической личностной диагностики, так как, насколько мне известно, эта книга будет первым учебником психоанализа, куда диссоциативная личность включена как просто еще один возможный тип структуры характера. В нашем столетии, примерно до 1980-х годов, расстройство в виде множественной личности и родственные ему структуры психики, базирующиеся на диссоциации, считались настолько редкими, что исключались из рассмотрения в ряду личностных типов и расстройств. Однако стало совершенно ясно, что многие люди часто диссоциируют и некоторые делают это настолько регулярно, что можно говорить о диссоциации как об их главном механизме функционирования в условиях стресса. Если бы множественная личность не была “патологией утаивания” (Gutheil, in Kluft, 1985), при которой пациент нередко не сознает существования других личностей и при которой доверие настолько проблематично, что даже части собственного “Я”, знающие о диссоциации, очень неохотно разглашают свой секрет, то мы бы уже давно знали, как идентифицировать и помогать диссоциативным пациентам.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

11:27 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 14. ИСТЕРИЧЕСКИЕ, ИЛИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза


14. ИСТЕРИЧЕСКИЕ, ИЛИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ (HISTRIONIC) ЛИЧНОСТИ

Психоанализ начал свою историю с попытки понять истерию и постоянно возвращался к этой проблеме каждое десятилетие, начиная с 1880-го года, когда Фрейд впервые взялся за ее решение. Вдохновленный работой французских психиатров Шарко, Жане и Бернгейма, которые исследовали истерические аффекты при помощи гипноза, Фрейд впервые начал задумываться над вопросами, которые придали психоаналитической теории ее уникальную форму: Как можно знать и не знать одновременно? Чем объясняется забвение важного личного опыта? Действительно ли тело выражает то, что мозг не может воспринять? Что могло бы объяснить такие исключительные симптомы, как полные эпилептиформные припадки у человека, не страдающего эпилепсией? Или слепоту у людей без физических нарушений органов зрения? Или параличи, когда с нервами все в порядке?
читать дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

00:46 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 13. ОБСЕССИВНЫЕ И КОМПУЛЬСИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза


13. ОБСЕССИВНЫЕ И КОМПУЛЬСИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Западное технологическое общество изобилует людьми, личность которых сосредоточена на проблеме “думания и делания”. Наша коллективная психология сих пор пропитана пафосом идеализации разума и веры в прогресс как результат человеческих деяний, которым отличалось мышление эпохи Просвещения. Западные цивилизации, по контрасту с обществами стран Азии и третьего мира, ценят научную рациональность и прагматизм типа “can-do” превыше всех остальных достоинств. Так, огромное количество людей вкладывает высшие проявления своих логических способностей в разрешение практических проблем. Искать удовольствия и испытывать гордость от “думания и делания” настолько нормально в нашем обществе, что мы едва ли задумываемся о сложных факторах, лежащих в основе столь почетного и привилегированного положения данных видов деятельности.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

00:32 

рабочее

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Мне важно знать, есть ли среди читателей студенты психфаков, особенно питерские студенты, а также уже имеющие высшее образование в области психологии люди.
Есть ли смысл рассказывать о курсах повышения квалификации и семинарах?

16:56 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 12. МАЗОХИСТИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза


12. МАЗОХИСТИЧЕСКИЕ (ПОРАЖЕНЧЕСКИЕ, САМОРАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ [SELF-DEFEATING]) ЛИЧНОСТИ

Люди, которые сами себе кажутся худшими врагами, являются загадкой для гуманных студентов. Когда история человека полна решений и действий, противоречащих его благополучию, нам трудно это понять. Фрейд считал саморазрушительное поведение самым неприятным вопросом, адресованным к его теории, так как он основал ее (в соответствии с биологическими теориями того времени [см. Sulloway, 1979]) на предпосылке, что организмы стремятся максимизировать удовольствие и избежать страдания. Фрейд придавал особое значение тому, как в нормальном развитии детские предпочтения, определяемые принципом удовольствия, позднее видоизменяются принципом реальности. Поскольку на поверхностный взгляд кажется, что некоторые предпочтения не определяются ни принципом удовольствия, ни принципом реальности, Фрейд сделал натяжки и пересмотрел свою метапсихологию, чтобы объяснить “саморазрушительные”, или “мазохистические”, паттерны поведения. (Freud, 1905, 1915а, 1916, 1919, 1920, 1923, 1924).
дальше


Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

22:31 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ (2 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
продолжение главы. маниакальные личности

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)


@темы: психотерапия

22:27 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ (1 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза

11. ДЕПРЕССИВНЫЕ И МАНИАКАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ

В этой главе я собираюсь рассмотреть людей, чьи характерологические паттерны создаются депрессивной динамикой. Я коротко рассмотрю психологию тех, чьи личности характеризуются отрицанием депрессии — тех, кто может быть назван маниакальными, гипоманиакальными или циклотимиками. Люди последней диагностической группы руководствуются жизненными стратегиями, противоположными тем, которые бессознательно используются депрессивными людьми. Но все же основные организующие темы, ожидания, страхи, конфликты и бессознательные объяснительные конструкты депрессивных и маниакальных людей аналогичны.
Хорошо известно, что многие люди переживают чередование депрессивных и маниакальных состояний психики; те из них, чье состояние соответствует психотическому уровню, обычно описываются как имеющие “маниакально-депрессивное” заболевание. В настоящее время их предпочитают называть “биполярными”. Предыдущий термин предполагает наличие галлюцинаций и суицидальных тенденций, тем не менее множество людей, никогда не имевших психотического опыта, отмечены циклами мании и дистимии. В каждой области континуума развития находятся и люди, преимуще-ственно депрессивные и преимущественно маниакальные, и те, кто периодически пе-реходит от одного полюса к другому.

дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

04:07 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 10. ПАРАНОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза

10. ПАРАНОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Большинство из нас имеют четкое ментальное представление об образе параноика и сразу узнают его в литературных описаниях. Например, прекрасное изображение Питером Селерсом в образе Доктора Чужелюбова (Doctor Strangelove) таких черт, как подозрительность, отсутствие чувства юмора и грандиозность, затрагивает хорошо знакомые струны в каждом, у кого есть параноидные знакомые, или кто-то внезапно замечает смешное выпирание параноидных черт у самого себя. Определение не таких ярких параноидных проявлений требует более тонкого восприятия. Сущность параноидной организации личности состоит в привычке обращаться со своими качествами, которые воспринимаются как негативные, путем их проекции; отчужденные характеристики впоследствии воспринимаются как внешняя угроза. Процесс проекции нередко сопровождается (а может и не сопровождаться) сознанием собственного величия.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

11:18 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 9. ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза.

9. ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Личности, чей характер по существу шизоидный, являются предметом широко распространенного неправильного понимания, основанного на общем заблуждении, что шизоидная динамика всегда в значительной степени примитивна. Необратимый психотический диагноз шизофрении относит человека к крайне нарушенной области шизоидного континуума, и поведение шизоидного человека нередко бывает неконвенциональным, странным или даже эксцентричным. Другие нешизоидные люди имеют тенденцию патологизировать людей с шизоидной динамикой, хотя они могут быть компетентными и автономными и имеют значительные сильные области Эго. Действительно, шизоидные люди составляют диапазон от подлежащих госпитализации кататоников до творящих гениев.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

16:11 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ (2 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
добавляю то, что не уместилось в предыдущий пост

продолжение главы о нарциссических личностях

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

16:06 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ (1 часть)

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза.

8. НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Людей, личность которых организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны, психоаналитики называют нарциссическими. Всем из нас свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем мы являемся и насколько ценными себя чувствуем. И пытаемся строить нашу жизнь таким образом, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Наша гордость возраста-ет при одобрении и увядает при неодобрении со стороны значимых других. Для некоторых из нас озабоченность “нарциссическим запасом” или поддержанием самоуважения затмевает другие задачи настолько, что в этом случае нас можно считать поглощенными исключительно собой. Термины “нарциссическая личность” и “патологический нарциссизм” применяются именно к такой диспропорциональной степени озабоченности собой, а не к обычной чувствительности к одобрению или критике.
дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

01:39 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 7. ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ (АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ) ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Итак, мы дошли до самого интересного - описания типов организации характера.
Основательно подумав, я решила, что эти главы надо постить не конспективно, а целиком, ибо без примеров и оступлений полной картинки не сложится, поэтому ловите как есть.

"Порядок представления типов произволен, но в целом он соответствует продвижению от более низкого к более высокому уровню объектных отношений. Я построила обсуждение по следующим направлениям:
1) обсуждение драйвов, аффектов и темперамента;
2) адаптивная и защитная организация Эго;
3) паттерны объектных отношений, способствующие развитию данного типа характера, становятся интернализованными и повторяются как “скрипты” (sсriрts);
4) переживания собственного “Я” (осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя и поддержания самоуважения);
5) проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе и их повторяющиеся взаимоотношения;
6) рекомендации к лечению;
7) основания для дифференциального диагноза."

7. ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ (АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ) ЛИЧНОСТИ

Я хочу начать обсуждение типологических категорий личностной организации с тех, кто, вероятно, является наиболее непопулярными и пугающими пациентами из всех встречающихся в практике службы психического здоровья, с тех, кто является по су-ществу психопатическими личностями. Я использую старое понятие для обозначения этого личностного типа вслед за Мелой (Meloy, 1988) вследствие его уже устоявшегося места в психоаналитической истории. Я буду использовать термины “социопатиче¬ский” и “антисоциальный” как синонимы — в отличие от некоторых ранних аналитических авторов, применявших эти понятия для обозначения людей криминальной субкульту-ры, которые необязательно представляли собой характерологических психопатов.

дальше

Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с)

@темы: психотерапия

01:41 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 6. ВТОРИЧНЫЕ (ВЫСШЕГО ПОРЯДКА) ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
6. ВТОРИЧНЫЕ (ВЫСШЕГО ПОРЯДКА) ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Репрессия (вытеснение)
Сутью репрессии является мотивированное забывание или игнорирование. Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом.
Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего-либо становятся неприемлемыми для осознания из-за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны токсическими или органическими причинами или же просто обычным умственным отбором важного от тривиального.
дальше

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

психопатическая личность была описана через выраженную и организующую потребность ощущать собственное влияние на других, манипулировать ими, “подняться над” ними. Коротко были суммированы конституциональные предиспозиции антисоциального поведения, уделено внимание ярости и мании, которая может прорвать характерное для социопатических людей блокирование аффекта. Психопатия была обсуждена с точки зрения защит всемогущего контроля, проективной идентификации, диссоциации и отыгрывания вовне. С точки зрения объектных отношений, были отмечены нестабильность, потворство, эмоциональное непонимание, эксплуатация и иногда жестокость. Структура собственного “Я” определяется грандиозными стремлениями избежать переживания слабости и зависти. Были обсуждены неэмпатический перенос и контртрансферентные реакции и лечебные требования неподкупности, последовательности и независимости терапевта от собственной потребности быть воспринимаемым как помогающий. Психопатический характер был дифференцирован от параноидного, диссоциативного и нарциссического типов.

дальше

@темы: психотерапия

21:49 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 5. ПЕРВИЧНЫЕ (ПРИМИТИВНЫЕ) ЗАЩИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
5. ПЕРВИЧНЫЕ (ПРИМИТИВНЫЕ) ЗАЩИТНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Термин “защита”, используемый в психоаналитической теории, во многих отношениях неудачен. То, что мы у зрелых взрослых называем защитами, не что иное как глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира.
Изначально Фрейда привлекали люди с эмоциональными нарушениями, с преобладанием истерических черт, люди, которые пытались таким образом избежать повторения предыдущего опыта, которое, как они опасались, могло принести им невыносимую боль. По наблюдению Фрейда, они достигают этого за счет большого ущерба для общего функционирования. Таким образом, наиболее ранний контекст, в котором говорилось о защитах, был тот, где задачей терапевта служило уменьшение их интенсивности.
Фактически, аналитически ориентированные терапевты иногда рассматривают определенные проблемы — прежде всего психотические и близкие к психотической “декомпенсации” — как свидетельство недостаточности защит.
дальше

@темы: психотерапия

20:40 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 4. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗА

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
4. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Окончательной целью работы является содействие личности в решении задачи, на данном уровне развития непреодолимой для него — будь то задача полного творческого расцвета личности или же приобретение некоторой минимальной осведомленности о том, что он действительно существует и заслуживает чуткой поддержки.

дальше

@темы: психотерапия

21:40 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 3. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Первая половина будет сложна для восприятия, если вы не очень близко знакомы с теорией психотерапии и психоанализа. Если совсем уж никак, то можно и пропустить.
Вторая же половина посвяшена определениям различий между невротическим, пограничныи и психотическим уровнями нарушений и может быть интересна, а кому-то и полезна.

3. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Я исследую последствия возможной фиксации на трех уровнях психологического развития.

сущность структуры характера не может быть осознана без понимания двух различных и взаимодействующих друг с другом измерений — уровня развития личностной организации и защитного стиля внутри этого уровня. Первое измерение отражает уровень индивидуации пациента или степень патологии (психотический, пограничный, невротический, “нормальный”); второе обозначает тип характера человека (параноидный, депрессивный, шизоидный и так далее).

хотя большинство аналитических диагностов сейчас рассматривает этапы развития ребенка с меньшим акцентом на драйвы, отличаясь этим от Фрейда, психоаналитики никогда всерьез не подвергали сомнению три его положения: (1) существующие психологические проблемы являются отражением своих младенческих предшественников; (2) взаимодействия в ранние годы создают шаблон более позднего восприятия жизненного опыта, и мы бессознательно понимаем его в соответствии с категориями, которые были важны в детстве; (3) идентификация уровня развития личности — это кардинально важная часть нашего понимания характера человека.

дальше

@темы: психотерапия

23:00 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Вторая часть конспекта.
Не сохраняю курсив и прочие мои выделения, так как скопировать из ворда невозможно, а выделять заново сил нет.
Пока не поздно, обращаю ваше внимание на то, что в отечественной психиатрии и в психотерапии одни и те же термини имеют разные значения.

2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

Классический психоанализ подходит к изучению характера личности двумя очень разными путями, вытекающими из двух предшествовавших им моделей индивидуального развития. Во времена фрейдовской теории драйвов были сделаны попытки понять личность на основе фиксации (на каком раннем этапе развития данный индивид был психологически травмирован?).
Позднее, с развитием Эго-психологии, характер был переосмыслен как совокупность определенных механизмов защиты (какими способами данный индивид избегает состояния тревоги?).

дальше

@темы: психотерапия

19:30 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - 1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ДИАГНОЗ?

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Начинаю постить конспект, а точнее, сильно сокращенный вариант книги Нэнси Мак-Вильямс ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Понимание структуры личности в клиническом процессе
Вырезаны все примеры, предупреждаю сразу. Я никогда не оставляю примеры, хотя это неправильно. можно было бы запостить всю книгу, но это нарушение авторских прав. Ловите то, что есть.


1. ЗАЧЕМ НУЖЕН ДИАГНОЗ?

Установление эмпатии

Термин “эмпатия” в последнее время истерся и практически потерял свою содержательность. И все же не существует другого слова, которое означало бы “чувствовать вместе с”, а не “чувствовать вместо”, что и составляет внутреннее различие между эмпатией и симпатией (или состраданием, жалостью, интересом и подобными понятиями, подразумевающими определенную степень защитного дистанцирования от страдающего человека). Слово “эмпатия” зачастую используют неправильно, подразумевая под ним теплое, ободряющее, одобряющее отношение к пациенту независимо от его эмоционального состояния. я использую термин “эмпатия” в его буквальном значении, указывающем на способность эмоционально воспринять душевное состояние клиента.

дальше

@темы: психотерапия

20:45 

пособия по патопсихологии

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
Полезные книги по патопсихологии:

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003



Считается лучшим пособием по патопсихологии, но для новичка будет малопонятно. В любом случае, вначале нужно почитать что-то по психопатологии, психиатрии, чтобы разобраться с терминами. Например, Кирпиченко – у них доступно, хотя учебник уже несколько устарел.
У Зейгарник в новом издании вырезаны интересные главы. Если достанете что-то постарее, это будет большой удачей.
читать в электронном виде (за ссылку спасибо TooLightTooDark)

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006



Очень интересно, и из данных трех книг наиболее доступно. Особенно третья часть, где подробно разбираются различные психиатрические заболевания: шизофрения, эпилепсия, МДП, алкоголизм и т.д.

3. Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. 3-е изд. – М., «Когито-Центр», 2004



Книгу рекомендовали в НИПНИ им. Бехтерева. Честно говоря, я еще не успела прочитать, поэтому не могу сказать ничего определенного.

@темы: клиническая психология, литература

20:23 

конспект лекций по патопсихологии. часть 4

нам в школе выдали линейки, чтобы мерить объем головы (с)
на четвертой теме электронный вариант конспекта у меня заканчивается. если интересно, могу рассказать, что можно самостоятельно почитать на эти темы.

Тема 4: Детская патопсихология

Исследование нарушений психики у детей является более сложным и имеет свою специфику в связи с возрастными особенностями. Эта особенность обусловлена тем, что детская психика является еще не сформированной. Несмотря на болезнь, приводящую к различным нарушениям, на психику ребенка продолжают действовать общие закономерности развития. Поэтому исследовать нарушения развивающейся психики надо с учетом этих закономерностей, выделенных еще Л.С. Выготским. Одной из таких важнейших закономерностей является признание ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Все это приводит к тому, что в работе с детьми патопсихолог должен сочетать собственно психологические функции (диагностические, коррекционные и пр.) с педагогическими. Соответственно, специфика задач детской патопсихологии будет отличаться.

дальше

@темы: клиническая психология

Психиатрия, психотерапия и клиническая психология для не/посвященных

главная